Чувствуешь прикосновение моих пальцев через холодную гладь зеркал?
«Aber strengt er sich dann an?»

Что ж, es ist höchste Eisenbahn, поэтому я таки пишу этот чертов пост про Ди и его невротические сдвиги. Нет, ну, на самом деле это никакие не сдвиги. А может быть, и они. Я, честно, не вдавался в причины. Просто знаю, что этот человек так себя ведёт — и всё тут. Просто знаю, что он слабо контролирует эти «приступы», невзирая на то, что они часто только усугубляют ситуацию. Но давайте пойдём по порядку.

Во всём его агрессивном поведении есть две стороны:
  • осознанная (имеющая определенную цель и мотивацию);
  • неосознанная (аффективная, беспричинная, неконтролируемая).

С первой все очень просто. Это не агрессия как самоцель, она постоянно имеет обоснованную направленность, чаще всего — достижение определенного результата. Результат, в свою очередь, практически всегда направлен на укрепление позиций и расширение личного пространства, если проще — на абсолютный контроль своего окружения. Почему именно агрессия? А он просто не умеет по-другому. И не хочет уметь. Зачем, если этот способ исправно работает? Издержки — нулевые. Относительно достигаемого результата, естественно.

Одна из форм этой «осознанной» агрессии — собственничество. Ланге не хочет и не может оставлять человеку ни миллиметра свободы, заполняя всё пространство... нет, не собой. Только своим контролем. Человек может оставаться под его контролем, даже не осознавая этого. Не находясь рядом, не замечая. Не замечая до определенного момента, после которого не заметить сможет разве что очень твердолобая личность. Его физическое и/или эмоциональное собственничество на его пике не задавит разве что очень сильного человека, который сможет ему противостоять (каким и был Алекс). Персону, привыкшую к подчинению — тоже безвариантно сломит, правда, она этого не заметит.

Тому, как люди (кстати, предметы тоже; предметы, люди — какая, к чёрту, разница?..) попадают в круг этого собственничества, объяснений... ровно никаких. Ну, рациональных и структурированных, по крайней мере. Определенная модель отношения совершенно не гарантирует проявлений собственничества. Что там у него в голове вообще творится — чёрт его знает. Можно сказать только то, что контролировать всех людей, мелькающих в окружении, у него просто-напросто нет желания. Да, такой контроль можно назвать признаком того, что вы чем-то задели его. Нет, не спешите радоваться, потому что вы не знаете, чем именно задели. Потому что не знаете, что вас ждёт.

Возвращаясь к теме осознанной агрессии: именно ей и сопровождаются проявления собственничества. Грубость, резкость и абсолютная негибкость — это ещё полбеды. Сначала вас легко одернут за одежду, чтобы позвать на пару слов, потом — потянут за руку, после — схватят за запястье, больно сжав, дальше — толкнут в сторону, сначала аккуратно, а затем не заметят, если вы впечатаетесь лицом в стену, ещё дальше — могут ударить или начать душить, если вы сделали что-то не то. Это в порядке вещей. Не удивляйтесь.

Хотите ли вы чего-то стоить для этого человека такой ценой? Впрочем, кто вас спрашивает.

Ладно, постойте, это не самое приятное. Теперь можно перейти к агрессии неосознанной.

Она с лихвой дополняет первую. У неё самой цели как таковой нет — её целью становится сиюминутное желание, которое порождается точно такой же сиюминутной одержимостью, не имеющей под собой никаких оснований. Отчасти неосознанная агрессия связана с вышеописанным желанием всепоглощающего контроля, однако её совершенно не волнует то, насколько средства оправдывают желаемый результат. Зачастую её не волнует и то, будет ли результат действительно достигнут, не сгорев в всеобъемлющем огне раздражения и озлобленности. Неосознанная агрессия является подлинным саморазрушением, хотя сам Ланге этого ни за что не признает. Он допускает возможность того, что её можно контролировать. Он делает вид, что контролирует. Но на самом деле ему это не нужно. Ему это на руку.

Пример: вас душат. Да, вот так внезапно. В первом случае вас будут душить так, что вы будете мучиться, задыхаться и пытаться стянуть руки агрессора со своей шеи, но вы будете в сознании. Да, именно для того, чтобы вы могли предоставить желаемое, и агрессор будет это прекрасно осознавать. Во втором ничто не сможет гарантировать того, что вы, для начала, хотя бы останетесь живы. Неосознанная агрессия — это удовольствие от процесса. Всегда. Результат при этом отходит на второй план.

Повторюсь, Ланге понимает, что свою аффективную сторону ему было бы намного выгоднее поставить под свой жёсткий контроль, хотя на самом деле это фактически невозможно. Он не хочет этого делать. Совсем. Эти срывы дают ему вздохнуть свободно. Остальное — не имеет ни малейшего значения.


@темы: ориджиналы, <3, описание персонажей, dieter lange